Художественная ковка Германии

Германия — это не только
пиво, замки и дворцы.

Художественный  вкус современной Германии  оттачивался веками. На него повлияли  южный колорит Римской империи, мастерство  древних кельтов, а также  неразрывная связь с  приморскими странами, имеющими торговые связи с  дальними странами — Грецией, Испанией, Голландией, Францией, Англией, а также рядом прибалтийских стран. Если на Востоке мастеров захватывали и вывозили в свои страны, то  Европа шла своим путем, непохожим на  азиатский.
Поначалу  преуспевающий Рим  принес свою культуру  почти на весь европейский континент, но с железом и технологией его обработки их научили кельты. Всем известные места добычи железа на юге Германии, в районе  современной Баварии,  ранее были заселены кельтами. Мюнхен, Аугсбург, Нюрнберг — три известных и самых крупных промышленных города  Баварии — стали такими, благодаря  поначалу варварам-германцам, пришедшим в эти края  с северо-запада, отстоявшим эти земли в раннем Средневековье от варваров с Востока (гуннов, аланов и пр.). Ремесленный люд шел туда, где  закладывались и  устойчиво развивались  железоделательные промыслы- металлургия и кузнечное дело. Как правило, они сами шли туда.
Крупные  цеховые объединения противостояли мелкому ремеслу. Частые военные походы рыцарей Средневековья  диктовали  крупные заказы на  оружие, защитные доспехи и пр., с которыми качественно могло справиться  цеховое объединение мастеров-ремесленников.
К 16 веку  технологии усложнились. Наряду с военными заказами, постепенно развивается мода на красивое  огнестрельное  и холодное оружие. Это времена  расцвета художественной отделки оружия, когда в изготовлении оружия принимали участие такие великие мастера, как Альбрехт Дюрер (Нюрнберг). Красота приходит и в быт. 16-17 вв. — время расцвета златокузнецов, работами которых особенно славился г. Аугсбург. Нюрнберг- славился своими  замочниками и оружием,  Мюнхен, как  Аугсбург и Нюрнберг- специализировался на  оружии.  Вручную отковывались ручное и огнестрельное оружие, инструменты, детали сельскохозяйственных орудий, дверей и сундуков, решетки, светильники, замки, часы и другие изделия всевозможных форм и размеров, часто с тончайшими деталями; кованые изделия украшались насечкой, просечным или рельефным узором, расплющенными в тончайший слой листами сусального золота и бронзовой потали.
В 15—19 вв. выполнены многие замечательные кованые фонари, ограды, решётки, ворота.
В каждом городе есть  свой Национальный музей, хранящий  историю своего народа. В Мюнхене — это Баварский национальный музей, в Нюрнберге- Германский национальный музей, крупнейший музей Европы. Когда мы посетили музей Мюнхена, то обнаружили, что  история  этого края открывается почему-то с римского времени, хотя кельты населяли эти места раньше римлян. Наши вопросы к хранителям и работникам музея «а где же все-таки кельты?», и «где можно познакомиться с их культурой?»- поставили  их  в тупик. Наши крупнейшие музеи — Эрмитаж (в С.-Петербурге) и Исторический (в Москве)- бережно хранят  предметы скифской, кобанской культур, и не отделяет их от общей культуры народов, ранее населявших наши земли. А здесь, где  земля  носит  имя прославленных  кельтов, давших всем народам  не только  само мастерство, но и разработавших разнообразный  инструмент для  ковки, чеканки и пр. – их не  пожелали  внести в свою историю. Конечно мы, специально приехавшие на родину кельтов, все-таки нашли место (скромное и удаленное от глаз несведующих), посвященное кельтам — это Археологический музей, расположенный недалеко от Баварского национального музея. Но запомнилось, что современные немцы не хотят выставлять напоказ свою захватническую политику. Только этим можно объяснить нежелание объединить историю своих народов на этой земле. Интересно, что и в других  землях Германии, например, прибалтийских, вопросы о славянских племенах, ранее проживавших на  территории почти всего побережья,  заставляют  немцев  уклоняться от ответа.

Если  немцы  не желают  показывать  в своих музеях то, что их, мягко говоря, не украшает,  то  зато всем остальным они гордятся. Кто пожелает поближе познакомиться с их традициями в кузнечном ремесле, рекомендуем посетить  эти города и их музеи. Хочется сразу отметить, что   бросается сразу в глаза- это  нестандартные, нешаблонные решения  мастеров Средневековья и даже промышленной революции. Каждое изделие имеет неповторимый подчерк, который оставили мастера давно ушедших эпох. Застывшая в металле музыка! Без слов, виртуозно выполненный сложный  элемент, как в музыке и в живописи, завораживает. Все гармонично, нет нагромождения всего подряд. Фонтаны, фонари, кокошники на крышах, арки с ажурными перекрытиями, кронштейны — вот неполный перечень излюбленных  дополнений в общий  городской   интерьер, без которых  невозможно уже представить  Германию.

Черкасова И.Н. 25 октября 2010

Художественная ковка Германии: 1 комментарий

  1. Возникновение как таковой художественной ковки восходит к племенам кельтов, сделавших первые попытки украсить материалы, поверхности и изделия. Хотя самые древние находки — кинжалы , золотые кубки , доспехи и украшения относятся ещё к III тысячелетию до н.э . Основным способом обработки металлов на протяжении длительного времени была ковка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *