Чеканка и резьба по железу

Во второй половине XV века в употребление входит декоративная техника, совершенно новая для оружейного дела, — чеканка по железу (нем. Treibarbeit, фр. repoussé). Правда, чеканка по золоту существовала у разных народов, даже на Крайнем Севере, еще в бронзовом веке (миниатюры, посуда), а в эпоху расцвета Византии она была главной отраслью прикладного искусства, позже чеканные работы по серебру встречаются на шлемах, щитах и т.д. у варварских народов, находящихся под влиянием античной культуры; но характерная для железа твердость до сих пор препятствовала его пластической обработке таким способом. Только с появлением пластинчатого доспеха искусство оружейников доросло до чеканки по железу, причем в этой технике они сумели создать самые изысканные произведения.
Чеканкой (выколоткой) в узком смысле называют сегодня создание рельефного рисунка на металлической пластине (жести) с помощью различных молотков и чеканов. Это трудная техника, когда дело касается именно железа, потому что заготовку приходится обрабатывать в более или менее нагретом состоянии. Работа всегда начинается с обратной стороны выколоткой общей пластической формы, тонкая обработка производится впоследствии то с лицевой, то с обратной стороны, откуда и французское слово «repoussé» — «противотолкание». Самые знаменитые чеканные работы дали Милан, Флоренция и Аугсбург.
Другая техника, имеющая много сходства с чеканкой, — резьба по железу. Если та состоит в художественной обработке жести, то здесь заготовка — это массивный кусок металла, которому придают форму теми же инструментами, а также с помощью грабштихеля и резца. Для других металлов эта техника тоже называется резьбой. Италия и здесь в XVI веке обогнала все остальные страны. Но в XVII веке уже появляются французские и немецкие мастера, превосходящие итальянцев в красоте изделий. В соответствии с природой обрабатываемого предмета чеканка встречается в основном на защитном оружии, которое делают из листового металла, в то время как резьба по железу и металлам используется в рукоятях мечей, шпаг и кинжалов, ружейных замках, стволах, стременах, конских мундштуках и т.д. Как чеканка, так и резьба по железу чаще появляются прежде всего в Милане, Флоренции, Венеции, а еще позже в Аугсбурге и Мюнхене — в сочетании с инкрустацией и золочением. Этому соединению мы обязаны великолепными доспехами, щитами и шлемами, которые нас восхищают и сегодня в богатейших коллекциях оружия.
Во второй половине XV века в употребление входит декоративная техника, совершенно новая для оружейного дела, — чеканка по железу (нем. Treibarbeit, фр. repoussé). Правда, чеканка по золоту существовала у разных народов, даже на Крайнем Севере, еще в бронзовом веке (миниатюры, посуда), а в эпоху расцвета Византии она была главной отраслью прикладного искусства, позже чеканные работы по серебру встречаются на шлемах, щитах и т.д. у варварских народов, находящихся под влиянием античной культуры; но характерная для железа твердость до сих пор препятствовала его пластической обработке таким способом. Только с появлением пластинчатого доспеха искусство оружейников доросло до чеканки по железу, причем в этой технике они сумели создать самые изысканные произведения.
Чеканкой (выколоткой) в узком смысле называют сегодня создание рельефного рисунка на металлической пластине (жести) с помощью различных молотков и чеканов. Это трудная техника, когда дело касается именно железа, потому что заготовку приходится обрабатывать в более или менее нагретом состоянии. Работа всегда начинается с обратной стороны выколоткой общей пластической формы, тонкая обработка производится впоследствии то с лицевой, то с обратной стороны, откуда и французское слово «repoussé» — «противотолкание». Самые знаменитые чеканные работы дали Милан, Флоренция и Аугсбург.
Другая техника, имеющая много сходства с чеканкой, — резьба по железу. Если та состоит в художественной обработке жести, то здесь заготовка — это массивный кусок металла, которому придают форму теми же инструментами, а также с помощью грабштихеля и резца. Для других металлов эта техника тоже называется резьбой. Италия и здесь в XVI веке обогнала все остальные страны. Но в XVII веке уже появляются французские и немецкие мастера, превосходящие итальянцев в красоте изделий. В соответствии с природой обрабатываемого предмета чеканка встречается в основном на защитном оружии, которое делают из листового металла, в то время как резьба по железу и металлам используется в рукоятях мечей, шпаг и кинжалов, ружейных замках, стволах, стременах, конских мундштуках и т.д. Как чеканка, так и резьба по железу чаще появляются прежде всего в Милане, Флоренции, Венеции, а еще позже в Аугсбурге и Мюнхене — в сочетании с инкрустацией и золочением. Этому соединению мы обязаны великолепными доспехами, щитами и шлемами, которые нас восхищают и сегодня в богатейших коллекциях оружия.

Вендален Бехайм:  Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитии от начала средних веков до конца XVIII в.), Leipzig-1890. Санкт-Петербург, АО «Санкт-Петербург оркестр»-1995.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *