Эластичная штамповка. Басма

.Академик Б.А.Рыбаков в книге «Ремесло Древней Руси» (М., 1948) отмечает, что эластичную штамповку широко применяли кузнецы в Киевской Руси в IX-XI веках и волжские болгары в XII-XVI веках. Одной из разновидностей штамповки с эластичным инструментом является басменное тиснение, которое было известно на Руси, еще в домонгольский период и широко применялось наряду с чеканкой в городах Новгороде Великом, Пскове, Полоцке. Наивысшего расцвета техника басмы достигла в конце XVI — начале XVII века.
Для тиснения басмы делают металлические, каменные или деревянные доски (матрицы) с рельефом на одной стороне высотой 2-5 мм. Металлические матрицы изготовляют методом литья из медных сплавов, а затем рельеф тщательно обрабатывают различными чеканами и резцами. Толщина матричных досок обычно составляет 10-12 мм. На деревянных и каменных матричных досках рельеф получают резьбой с помощью различных зубильцев, штихилей, вращающихся бор, сверл и шлифовальных кругов. Затем рельеф тщательно обрабатывают шлифовальной шкуркой и полируют. Процесс тиснения басмы заключается в следующем: на матрицу накладывают листовой, хорошо отожженный материал толщиной 0,2-0,5 мм, сверху кладут лист свинца или листовую резину и наносят удары деревянным молотком (или сжимают этот «слоеный пирог» на винтовом прессе или в мощных тисках). После тиснения заготовку с рельефом снимают и тонкими чеканами дорабатывают рельеф, подправляют углы, обрабатывают и готовят к дальнейшей сборке. В древнерусском искусстве басмой украшали переплеты книг, оклады икон, отделывали сундуки и ларцы.
В древнерусском искусстве басма употреблялась для украшения икон, киотов и тела иконостаса. Особенно широко басменные оклады были распространены в иконописи в конце XIV—XVI веках. Басменный оклад на иконе закрывает только места, где нет иконописного изображения, органично дополняя художественную часть иконы (Википедия).
Традиции техники ручного тиснения по золотой и серебряной фольге имеют ветхозаветные истоки подобно тому, как и само иконопочитание имеет библейские основы. В технике тиснения по золотому листу были изготовлены Соломоном прообразы первых икон. Это рельефные изображения херувимов, пальм и распускающихся цветов. На Руси басма встречается с 11 века, наследуя прежде всего византийские традиции оковывания священных предметов драгоценной фольгой. Ручное тиснение по фольге получило широкое распространение во всем православном мире и имело на Руси непрерывную традицию развития вплоть до конца 18 века. Икона или обрамление иконостаса, украшенные басмой, дают представить и понять тот богатый  к роскоши  византийский и древнерусский христианский  мир, который почти не сохранился и только изложен в исторической хронологии.

Черкасова И.Н. 12 декабря 2010
Использован материал: http://www.ikonnik.ru/basma-иконописной артели

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *